Альфа-Банк представляет результаты исследования «Пульс малого бизнеса»

03.08.2018

В ходе исследования было зафиксировано ускорение отраслевой трансформации в сегменте малого бизнеса: все большее число компаний готовы менять вид деятельности и бизнес-модель. Пять основных трендов, выявленных при исследовании: рост пессимизма в отношении экономической ситуации и покупательской способности населения. На это влияет планируемое увеличение НДС с 18% до 20%. Проблема № 1 — высокие налоги. Рост налоговой нагрузки заботит почти половину опрошенных предпринимателей, эта доля растет одновременно с усилением налогового и финансового контроля за предприятиями малого бизнеса и самозанятыми гражданами. Половина предприятий фиксируют снижение прибыли, треть — сокращение числа клиентов. Почти 60% компаний готовы менять бизнес-модель либо вид деятельности, адаптируясь к изменениям потребительского поведения. Резкое ухудшение настроений в IT-сфере.

Индекс замеряется с 2015 года, дважды в год — июнь и ноябрь. Респонденты представляют основные отрасли российского малого бизнеса — розничная и оптовая торговля, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки. В июньском опросе банка участвовало более трех тысяч клиентов банка — индивидуальных предпринимателей и компаний с выручкой до 350 миллионов рублей в год. Вопросы охватывают большой круг тем: бизнес-ожидания компании: оценка экономической ситуации в стране/отрасли, покупательская способность в стране/отрасли. Финансовое положение компании и планы на будущее: прибыль, выручка, планы развития бизнеса, критерии успеха и многое другое. На основе полученных ответов был рассчитан «Индекс настроений малого бизнеса». Согласно методике, значения индекса могут изменяться от минус 100 до 100.

«В сегменте малого бизнеса происходит серьезная отраслевая трансформация — отмечает Ольга Третьякова, руководитель направления маркетинга массового бизнеса. Часть отраслей уже несколько лет пребывает в стагнации — это грузоперевозки, строительство. Часть сегментов недавно ощутила снижение доходов и начала оценивать свой „запас прочности“ и эффективность бизнеса в новых условиях. Это фиксируют наши опросы — растет доля тех, кто готов менять вид деятельности, пересматривать бизнес-модель».

Происходит сдвиг из производства товаров, строительства, торговли, особенно оптовой, в сторону сферы услуг. Компании меняются под давлением новых условий. Новое — это изменение спроса, новая модель потребления sharing economy. Индекс настроений малого бизнеса в июне 2018 года составил минус 27 пунктов, что ниже показателей 2017 года. Более пессимистично предприниматели были настроены только в ноябре 2015 года (минус 38).

По сравнению с 2017 годом пессимизм усилился: компании настроены на ухудшение экономической ситуации в стране и прогнозируют спад покупательской способности населения. Текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса (83% опрошенных) и будет ухудшаться и в следующие 6 месяцев (50%). С начала года покупательская способность населения в стране понизилась (73% респондентов, и продолжит снижаться (59% опрошенных).

Во всех сферах наблюдается ухудшение ситуации — более половины респондентов отметили падение прибыли своей компании, треть — снижение числа клиентов и покупок. Более комфортно чувствуют себя компании розничной торговли: здесь наблюдается рост среднего чека. Любопытно, что перспективы собственного бизнеса респонденты оценивают более оптимистично, чем ситуацию в отрасли и экономике в целом.

Готовы закрыть или продать бизнес 15%, если не достигнут успеха в обозримой перспективе (1–5 лет). Менять бизнес-модель готовы 34%, менять вид деятельности — 23%. Основными проблемами предприниматели называют высокие налоги (46%), снижение спроса (39%) и недостаток средств для развития (37%).

Доля тех, кто называет проблемой № 1 налоговую нагрузку, растет с 2017 года. Ранее наибольшее беспокойство предприниматели испытывали из-за снижения спроса. Два процента компаний не сталкиваются ни с какими трудностями в своей деятельности. В основном это небольшие компании (штат до 5 человек), занятые в сфере консалтинга, маркетинга, B2B-услуг.

По итогам исследования «Пульс малого бизнеса» — компании трансформируются под давлением налоговой нагрузки и новой модели потребления.